Амвросий Оптинский (Александр Михайлович Гренков)
- г. Липецк
- Литература, Религия
-
Православный святой, занимался изданием святоотеческой литературы. Прославлен в лике святых 6 июня 1988 года. Преподавал в Липецком духовном училище.
- Дата рождения: 5 декабря 1812 года
- Дата смерти: 22 октября 1891 года
Биография Амвросия Оптинского
5 декабря по григорианскому календарю (23 ноября - по юлианскому) 1812 года в селе Большая Липовица Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Тамбовская область) в семье священника Феодора (Михаила Феодоровича Гренкова) родился православный святой Амвросий Оптинский (в миру Гренков Александр Михайлович). Отец его служил в храме во имя Живоначальной Троицы и был в должности благочинного. Мать Марфа Николаевна Гренкова родила Александра, шестого по счету ребенка, прямо в бане, куда была переведена из дома накануне рождения, чтобы не создавать неудобств гостям во время домашнего праздника.
«Как на людях я родился, так все на людях и живу», - вспоминал обстоятельства своего рождения преподобный Оптинский старец.
По праздникам отец брал Сашу Гренкова с собой в храм, где он читал и пел на клиросе.
В 1825 году, когда мальчику исполнилось 12 лет, родители отдали его в Тамбовское духовное училище, которое Александр блестяще закончил. В 1830 году по окончании училища Гренков А. М. поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Александру нравились богословские, исторические и гуманитарные науки. Он любил Священное Писание. Период с 1830 по 1836 год принес Гренкову Александру глубокое погружение в основы Слова Божия и святоотеческих творений. Это стало путеводной звездой для Амвросия в его дальнейшей жизни.
За год до окончания семинарии Александр сильно заболел. Именно тогда он дал обещание Господу, что в случае выздоровления уйдет в монахи. Он никогда прежде не думал о монастыре, но вскоре поправился.
В 1836 году он успешно закончил семинарию и поступил домашним учителем в дом к богатому помещику. В этом же году 7 марта был утвержден в должности учителя греческого языка в Духовном училище города Липецка, которое располагалось на улице Дворянской (в настоящее время улица Ленина). На поприще учителя Амвросий запомнился вдумчивым, умным и мудрым наставником. Но данный ранее обет терзал его душу с каждым годом все сильней.
«После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости».
Летом 1839 года по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру Александр заехал в село Троекурово Лебедянского уезда за советом к знаменитому затворнику преподобному Иллариону Троекуровскому. Старец сказал ему: «Иди в Оптину, ты там нужен». Вернувшись в Липецк, Александр Гренков принял окончательное решение стать монахом. Осенью 1839 года тайно от всех он прибыл в знаменитый монастырь Оптина Пустынь (Калужская губерния), где был радушно принят старцем Львом.
2 апреля 1840 года его зачислили в число братии монастыря и одели в подрясник. Александр начал нести послушания - был келейником и чтецом у преподобного старца Льва, работал в хлебне, варил хмелины (дрожжи), пек булки. В ноябре 1840 года его перевели в скит помощником повара, где он и трудился в течение года.
С осени 1841 года по январь 1846 года послушник Александр был келейником у преподобного Макария. Он помогал старцу в обширной переписке, что впоследствии помогло и ему самому при духовном окормлении многочисленной паствы.
В ноябре 1842 года Гренков был пострижен в мантию с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского. В декабре 1845 года епископом Николаем Калужским он был рукоположен в сан иеромонаха.
В октябре 1846 года он был тайно пострижен в схиму с сохранением прежнего имени и вскоре был вынужден по состоянию здоровья выйти за штат монастыря. С тех пор он не мог совершать Литургии, так как был очень слаб. Под руководством иеросхимонаха Макария он занимался изданием святоотеческой литературы.
В 1860 году, после кончины преподобного Макария, он был избран старцем. С этого момента отец Амвросий возглавил издательское дело в обители. По его инициативе в Оптиной пустыни активизировалась литературно-издательская деятельность: стала издаваться не только святоотеческая литература, но были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной Пустыни. Изданные книги раздавались богомольцам и рассылались по библиотекам монастырей, академиям и семинариям.
Более тридцати лет прожил преподобный Амвросий в домике вблизи скитской ограды, самоотверженно служа ближним. За советом и утешением к старцу обращались не только простые люди, но и известные общественные деятели и писатели: Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский, Николай Николаевич Страхов и другие.
Его поучения в форме присказок были доступны для понимания абсолютно всем.
«Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно»
С именем Амвросия Оптинского связано устройство в 1884 году Шамординского женского монастыря в Калужской губернии, в который принимали неимущих и больных женщин. Заботами, трудами и молитвами старца Амвросия обитель постоянно росла. Именно здесь суждено было преподобному Амвросию встретить свою кончину. К осени 1891 года болезнь так усилилась, что старец потерял слух и голос. 23 октября 1891 года (по новому стилю) старец Амвросий мирно и тихо отошел ко Господу. Тело Амвросия Оптинского было предано земле с юго-восточной стороны Введенского собора рядом с его учителем, преподобным Макарием.
Амвросий Оптинский был первым из всех оптинских знаменитых старцев причислен к лику святых для всероссийского почитания. Случилось это 6 июня 1988 года.
В 2004 году в Липецке была основана православная гимназия имени преподобного Амвросия Оптинского.
Письма старца Амвросия к духовным чадам появились в печати сразу после смерти старца и неоднократно переиздавались. Они представляют из себя ответы на самые разнообразные вопросы: нравственные, богословские, житейские.
Труды Амвросия Оптинского
- Три сочинения в бозе почивающего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия / сообщил проф. Н. И. Субботин. – М. : Унив. тип., 1902. – 42 с.
- Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. – Сергиев Посад : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908. – Вып. 1. – 199 с.
- Иоанн, архимандрит (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие / Иоанн, архимандрит. – М., 2000. – 190 с.
- «Остаюсь с искренним благожеланием...» : письма и выборки из писем преподобного старца Амвросия Оптинского. – М. : Издание московского подворья Введенской Оптиной пустыни, 2011. – 976 с.
Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского
- Часть I. Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам
Часть I. Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам
СОДЕРЖАНИЕ
1. «Простим вся воскресением»2. О великом снисхождении рождшегося Господа и о нашем окаянстве3. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения4. Праздник Пасхи напоминает о будущем и всеобщем воскресении5. Значение Воскресения Христова. Якоже чада света ходите6. Праздник воскресения, как и другие праздники, напоминает нам: Христос вчера и днесь тойже, и во веки, а мы, люди, изменчивы и унылы7. Должно помнить ангельское славословие и не прилепляться к скоропреходящему8. Что препятствует повиноваться правде Божией9. О кресте и воскресении10. О власти как послушании Богу11. Совет об уклонении от разделений12. О необходимых признаках духовной жизни13. Об унынии, забвении и неведении, как врагах нашего спасения14. Об удалении взаимной ненависти и о приобретении любви15. О том, что и грешникам смиряющимся должно радоваться в праздник воскресения Христа16. Об искоренении зависти17. Чтобы прославиться со Христом, необходимо и пострадать с ним18. Объяснение кондака рождества Христова19. О разумном пении Богу. Объяснение трех церковных песней20. Объяснения псалма 2221. О зависти22. Объяснение ирмоса: «Христос раждается...»23. Недостаточно знать заповеди, надо исполнять их24. Объяснение рождественского ирмоса: «таинство странное...»25. Объяснение пасхального ирмоса: «воскресения день...»26. Объяснение ирмоса: «жезл из корене иессеова...»27. Объяснение слов пасхального канона: «ныне вся исполнишася света...»28. Объяснение слов: милость и истина сретостеся...29. Объяснение слов псалма: воскресни, Господи Боже мой...30. Смысл скорбей31. Объяснение сретенского ирмоса: «покрыла есть небеса добродетель твоя, Христе...»32. Объяснение слов: сердцем бо веруется в правду...33. О грехе осуждения ближних34. Объяснение слов псалма: благ и прав Господь...35. Изъяснение слов: несть бо царство Божие брашно и питие!36. Объяснение слов в первом соборном послании святого апостола Петра о страхе Божием37. Объяснение слов псалма: Бог... Наш на небеси...38. Объяснение слов псалма: наказуя наказа мя Господь...39. Объяснение слов псалма: уста моя возглаголют премудрость...40. Объяснение слов псалма: еда забудет ущедрити Бог...41. Объяснение слов Давида: благости и наказанию и разуму научи мя...42. Необходимо достигать христианской мудрости43. Мудрость христианская состоит в том, чтобы во время искушений хранить веру в Господа44. Благочестно живущие должны терпеть скорби45. Более всего надо достигать любви христианской46. Духовное утешение подается за молитвы о живых и умерших47. Молитва против помыслов немощных48. Должно мужественно бороться с душевными недугами49. Бодрость - от единения с Господом, уныние - от тщеславия50. Уныние от диавола51. Угождение самолюбию есть вторая смерть!52. О страхе Божием и о необходимости немедленного покаяния53. Искус полезен54. Сознание своей немощи, самоукорение и терпение - три ступени к смирению55. Кратчайший путь ко Христу - носить тяготы друг друга56. Главные препятствия к усвоению святости57. Христианская мудрость требует искоренения «ветхого человека»58. Серьезная болезнь серьезнее обращает к Богу59. Духовное возрождение начинается с освобождения от страстей60. Чадцами Христовыми именуются те, в коих еще не «вообразился Христос»61. О сожительнице. Об игуменстве... Над собою62. О наставнице. Как стяжать разум духовный63. Гордый ученик должен искать старца строгого. За отсутствием старца руководствоваться заповедями евангельскими. Страстным уединение вредно64. Полезно сидеть в келье65. Нужно держаться среднего пути спасения66. Самочинное подвижничество опасно67. Одни правила и посты, без соблюдения заповедей, не спасут68. Неразумное пристрастие приносит много зла69. Самочинное и самонадеянное испытание пагубно70. Положим начало исправлению71. Не должно вступаться не в свои дела72. Болезнь от невнимания к себе и увлечения73. Неожиданная потеря здоровья от умолчанной причины74. О пострижении и согласовании внешнего с внутренним75. Не должно отказываться от монашества76. Должно идти средним путем77. Все пути Господни сводятся к двум: милости и истине78. Нужно вырывать корень зла -самость79. Не должно усложнять путь монашеский80. Самообман в заботе о ближнем81. Жить вместе и жить врозь82. Сознание немощи - начало исправления83. Нужно учиться самоукорению84. Не должно препятствовать спасению ближнего85. Скорби научают терпению и терпением достигается спасение86. Наставление об отношении к старцу87. О непрерывности четочного правила88. Течение благочестивой жизни - в покаянии, чистоте и совершенстве. О молитве Иисусовой89. Избегай начальствования90. Советы об устройстве кельи91. Советы о келейном времяпрепровождении с сестрой92. Не следует спешить разделяться с сестрою93. О радости возвращения к совместной жизни94. Умеренному деланию цены нет95. Об искушении на молитве96. Нужно молиться об исправлении душевных немощей97. Божие должно вперед ставить98. О необходимости держаться постоянства99. О том как писать письма старцу100. Должно молить Бога об укреплении веры101. По случаю огорчения о неполучении мантии из рук старца102. Пострижение - великий дар Божий103. О славолюбии как причине неверия104. Нужно учиться различать козни вражии105. Принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости106. Перенося обиды со стороны других, должно вспоминать свои неправды107. Забота о келье108. Вся испытующе, добрая держите109. Наставление о кротости110. Наставление перед великим постом111. Цель переписки - польза душевная, а не одно утешение112. Более всего должно держаться страха Божия113. О кончине матери М. и о болезни отца Макария114. Под впечатлением кончины отца Макария115. Наставление монашествующим116. Друг от друга требуем исполнения заповедей, а сами не исполняем117. О скорбях по принятии монашества118. Наставление при вручении четок о том, чтобы не осуждать других, а сознавать свои грехи119. Наставление о значении схимы120. О чтении писем святителя Златоуста к диаконисе Олимпиаде в скорбных обстоятельствах (к монаху)121. О словах святого Лествичника, что остроугольные камни, ударяясь друг о друга, округляются (к монахине)122. О своевременном удалении на покой от казначейской должности123. Должно переносить скорби от подчиненных терпеливо124. О сомнениях, вызываемых добровольным оставлением начальственной должности125. Об исполнении воли старца отца Макария126. О преждевременном стремлении к безмолвию127. Не покойного пути жизни искать надобно, а подчиняться воле Божией128. Совет монахине, желавшей от уныния заняться переводом исторических статей129. О нерасчетливости оставляющих путь в царство Божие130. Не должно ревновать не по разуму131. Нужно покаяться в своем недоверии к старицам132. Царство Божие кое-как не приобретается133. Болезнь надо переносить терпеливо134. Вразумление немирным сестрам135. Совет относительно устройства училища при монастыре136. О покорности духовной матери137. Прелесть - от скрытности и самочиния138. Явному затвору должно предпочитать уединение по немощи139. Увещание гордым и самолюбивым140. Мнение старца о награждении наперсным крестом. О переводе книги святого Феодора Студита141. Об оптинских изданиях и напевах142. Учить других легко, а самому исполнять трудно143. О том, что не следует монахиням быть сиделками в общественных больницах144. О том же145. Новопосвященной игумении146. Игумений наставление: быть милостивой и снисходить к немощам человеческим147. Наставление: терпеливо переносить неустройство в обители148. О семи таинствах церковных149. Совет: не оставлять настоятельства ради уединения150. Не живи как хочешь, а как Бог приведет151. Неудачи надо терпеть с радостью152. Доброе намерение в добро вменяется153. Огорчения надо принимать благодушно154. Совет относительно плана корпуса для сестер155. С терпением надо нести скорби156. Надо нести крест свой - управление обителью157. Наставление тщеславным и гордым. О гусях и утках158. Беседа о слове Божием плохо вяжется, как толки со слепым о цветах159. Совет о постройке зданий и напоминание притчи о гусях и утках160. Многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие161. По поводу освящения храма и о некоторых неприятностях162. Болезни начальникам Господь посылает для того, чтобы они снисходили к немощам подчиненных163. Не должно страшиться за будущее, а надо уповать на Господа164. Послушание паче жертвы165. Толкуньи просят прощение166. О послушнике с: не должно бежать от служения ближним167. Приветствие с новым годом168. Не должно смущаться тем, что грешники благоденствуют, а праведники бедствуют169. За суетой житейской не с чем предстать на суд Божий170. Перед наступлением четыредесятницы171. Смерть - благой конец страждущих172. Совет о том, как поступать с порубщиками леса173. Об утверждении общины, и о том, что скорби надо переносить терпеливо174. Искушения неприятны, но полезны175. Монах, если не крестится крестом, не может быть монахом176. О том, что христиане не вдруг достигают совершенства177. Не должно уединяться, а нужно заботиться о сестрах178. Приветствие с пятидесятницей. Случай с монахом, переставшим приобщаться святых таин179. Нужно повременить с удалением от настоятельства. В судебном деле руководствоваться словами спасителя: «аще кто хочет судитися»180. Не унывать в скорби и не забывать о пище181. Утешение в скорби182. Назидания сыплются на нас со всех сторон, только надо не отвергать их183. Не должно бежать от настоятельства, чтобы не оказаться подобным Ионе, который хотел бежать в фарсис, а попал во чрево китово184. Должно помнить слова: вся же хотящий благочестно жити... Гоними будут185. Приветствие с новым годом186. Наставление пословицами187. Без скорбей никто не пребывает, а особенно в настоятельстве188. О смерти монахини ладыженской и о своих заботах189. О том, что не следует огорчаться, если не все идут в монашество по призванию190. Без скорбей не достигнешь вечного покоя191. Больному монаху подлечиваться можно192. Сила царствия Божия в христианском терпении193. О неохоте пострига в мантию194. Под видом безвременной свободы враг приводит к рабству195. О слабом своем здоровье. Убеждает к пострижению смешным сравнением196. О четырех добродетелях и о четырех душевредных вещах197. Внешнее здоровье желательно соединить с внутренним душевным покоем198. Хотя и трудно, да жить надо199. Не должно неразсудно предаваться печали200. Жалуется на здоровье, наставляет заботиться о подчиненных201. Нужно служить и Богу и ближнему, по заповеди Христовой202. Совет: при взгляде на посылаемую картину, возбуждать в себе мысли утешительные, а не унылые.203. Господь крепость людем своим даст204. Перед наступлением великого поста205. Снова о молве своей и совет об избежании клевет человеческих206. Настоятелю должно ограждать обитель молитвой207. Молитва Иисусова более келейного правила208. Надо простить кающуюся сестру и принять в обитель209. Некоторые от малодушия бегут с трудного пути210. О мудрости змеиной и кротости голубиной211. Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних – болезнями и помыслами212. И в новом году дожны быть новые скорби213. В скорбях должно полагаться на волю Божию214. На безмолвие и уединение должно поступать по особому призванию Божию215. Если не можешь иметь полного духовного отношения, держись исполнения заповедей Христовых216. Без терпения нельзя успокоиться217. Самооправдание - общая немощь218. Печаль - тягчайшее из искушений219. Вооружайся терпением220. Напоминанием о смерти отца к. Внушается быть в мирном настроении221. Главная наша забота должна быть о спасении. О книге «цветник»222. Устроение нашей жизни в руках Божиих223. В тяжелых обстоятельствах надо потерпеть224. При решении вопроса о переходе в другую обитель, должно, по молитве, смотреть на состояние своего сердца225. Поздравляя с саном игумений, объясняет значение сего сана226. При утеснении со стороны начальствующих должно помнить слова преподобного Марка Подвижника, что неудобную вещь не пытайся разрешить любопрением227. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может228. Скорбные обстоятельства не противны воле Божией229. Кляуз бояться не должно. Ложь всегда останется ложью230. Бог не попустит, свинья не съест231. Без лихорадки дурные соки из тела не выходят, без неприятностей и зло из обители не устраняется232. Скорби не убивают, а спасают, если терпеливо и с надеждой на Бога переносим их233. В скорби от врагов - читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й, а при безотчетной скорби - псалом 101-й234. Еще о чтении псалмов в напастях235. Не благословляет уходить на покой из страха перед противниками236. Велика награда терпящим несправедливые клеветы237. Должно попытаться защищаться, прежде чем уходить на покой238. О молитве за врагов - Часть II. Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин
Часть II. Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин
239. Об искушениях диавольских и о борьбе с ними240. Не нужно отлагать время смирения и покаяния до переселения в любимое место241. Не должно под предлогом страха быть избранной в начальницы, думать о переходе в другое место242. Главная причина искушений – высокоумие. перечисляет искушения, коих причина – самообольщение243. Много требуется рассуждения, чтобы познать различие доброго от злого. о "прелестной радости". сиди в келье, и та всему тя научит244. Диавол ничего не может сделать человеку, если он сам добровольно не согласится прежде на какой-либо грех245. Если хочешь избавиться от гордости и самомнения, то прежде всего требуется покорность воле Божией246. Не верь тому, что стяжала нечто духовное. не верь чувственным видениям247. Молитва каждого должна быть сообразна с его мерою248. Диавол склоняет нас ко греху благовидными внушениями249. Ощутила благоухание от иконы: видела от нее огненное пламя. оставляй такие вещи без значения250. Бесовская правда вреднее лжи, ибо внушается с коварством, для смущения Христианина251. Лукавые помыслы должно приписывать не себе252. О видимом явлении пляшущего беса и о причинах сего явления253. Враг внушает гневливость, чтобы сделать людей неспособными к молитве и ко всякому доброму делу254. Когда нападает страх вражеский, уместно читать слова псалма 26-го и других подобных255. Врага рассуждениями не победишь, а смиренною молитвою. о порядке духовной жизни и о любви к ближнему256. Враги шумом и гулом мешают внутренней молитве – надо молить Бога избавить от сего257. Монах, имея только необходимое для самого себя, не погрешает, отказывая просящему258. Как писать о смущающих вопросах259. Молитва прежде всего требует смирения260. Корень хулы – гордость261. С девушкой поговори сперва в церкви262. Девушке давай святоотеческие книги и избегай споров263. От спорливого характера толку в духовной жизни не жди264. В оптину девице можно приехать, а в свою келью не помещай265. Искушения врага – не от тайных ли и невидимых грехов? со смирением молись об очищении от них266. При молитве должно быть и смирение267. Объясняет апостольские слова: якоже чада света ходите268. При искушении от диавола прибегай к твердыне смирения269. Страху вражию не поддавайся270. Грешно говорить, что отрады не будет ни в сей жизни, ни в будущей271. О страхе внезапной смерти и о частом причащении святых таин272. О помысле иметь свою келью273. Нельзя водиться одним желанием, без рассуждения274. О духовном странничестве. враг смущает попечением о собственной келье275. Смертный исход сластолюбивого человека тяжек, а трудолюбивого легок276. Враг старается нанести подвижникам, хотя бы перед смертью, какую-нибудь греховную рану, дабы воспрепятствовать им в переходе в будущую жизнь277. Совет утратившей теплоту и утешение молитвы и обуреваемой студными помыслами278. Не должно брать на себя непосильный труд лечить от духовных болезней279. Уныние бывает и от тщеславия, и от непосильного рвения280. Жизнь по-монашески – в терпении и смирении281. Внешними неудобствами душа очищается. преждевременное уединение вредно282. От ближнего живот и смерть283. Снам не верь. жалость и усердие не бывают без тяготы и скорби284. Лучше грешник кающийся, чем праведник возносящийся285. Если наше прошение к Богу не исполняется, это не значит, что в евангелии не все верно сказано; на это есть свои причины286. Гордым Бог противится, смиренным же дает благодать287. Перешедшие в другой монастырь всегда испытывают тоску288. Враг более всего возстает против молитвы. качество молитвы определяется ее концом289. О перемене места не думай290. Держись страха божия, хранения совести и соблюдения заповедей291. Всякое послушание считай порученным от Господа чрез людей292. По праздникам не работай, покойников не бойся293. Больным облегчается молитвенное правило294. Самовольное старчествование и высокоумие доводит до искушений295. О благоразумном молчании296. Не так живи, как хочется, а как Бог велит. неприятность от других по внушению диавола, не терпящего внимательных молитвенников297. Начальствование не всем и не всегда мешает спасаться. в человеке бывает тайное добро, видимое одному Богу. как говорить с неискренними людьми298. Чистота душевная в том, чтобы стараться не видеть злобы человека299. От себя и от бесов в другой монастырь не уйдешь300. Если не хочешь нести скорбей, не берись изгонять бесов. гневайся не на людей, а на бесов, искушающих людей301. Келья высит, люди искушают, а не искушен – неискусен. видение, бывшее монахине, относительно неосуждения ближних. о марфе и марии302. Внимай себе и своему спасению303. Что значат слова: "стяжи друга Господа"304. Страсти в нас для нашего смирения. должно молиться о даровании "ока благого". объяснение видения. о разговоре в церкви и как прекратить его305. Объяснение сновидения306. Живя вместе с другими, отличайся от них не наружно, а смирением307. При ощущаемой духовной радости должно остерегаться не впасть в прелесть вражию308. Молись за обижающих309. Во всяком деле нужна постепенность. слова других и собственные чувства должно проверять рассмотрением и молитвой310. Начальница не всякому слову должна верить. щегольство не должно быть в общине311. Где действуют по Богу, там и Бог подает свою помощь312. В скорби – читать первый псалом 2-й кафисмы. молитва всегда сильнее псаломскими словами313. На одном месте и камень обрастает314. Желающий иметь покой в Господе, должен поступать по его заповедям315. В серьезной болезни не должно отлагать елеосвящение316. Мы, новые монахи, совершенно изменили древний порядок относительно свиданий с родными317. Для умиротворения нужно дома смиряться, а не в далекий путь пускаться318. Наставление сборщице319. Сборщики и сборщицы, в чем нуждаются, могут приобретать из сборных денег320. Болезнь телесная посылается к пользе душевной321. Молись за сестру322. Каждый сам за себя Богу ответит323. Не других должно исправлять, а самих себя324. Схима есть второе крещение325. Болезнь телесная невольно обращает нас к будущей жизни326. Можно прямо постригаться в схиму, а не сначала в мантию327. В болезни преданность воле божией особенно необходима328. Не всякое видимо благое желание от Господа329. Об уединенной и совместной жизни330. Советует не отказываться принять келейное пострижение331. Покорись необходимости в неудобных обстоятельствах332. О брани плотской333. В болезнях потребно терпение со смирением334. Не думай, что мне тебя не жаль335. Не вини других – ищи успокоения в чистой совести336. Всяк сам за себя отвечает337. Учись понимать монастырскую жизнь. в болезнях невольных милость божия сокрыта338. Не надо малодушествовать, но за все благодари Бога339. Есть спасение и вне монастыря, но с большим трудом340. Спокойствие духа враг дать не может341. Многие трудности нашей жизни от нас самих342. Не удивляйся и не ужасайся гонениям343. Читай чаще псалмы: живый в помощи Вышняго, и другие344. Оставивший монастырь неблагонадежен к семейной жизни345. Веди себя с родными так, чтобы добровольно отпустили тебя в монастырь346. Хульные помыслы борют за возношение и осуждение347. Не колеблись исполнить желание относительно поступления в монастырь348. Жить по-монастырски надо в кротости и смирении349. Планы неопытного в монастырской жизни350. Дети обязаны почитать своих родителей351. Малодушие и отчаяние – от горделивости, по наветам вражиим352. Исправление бывает не без труда353. Безмолвие телесное и безмолвие духовное, и как они приобретаются354. Порицая друг друга лишаемся взаимного мира355. Оставляющие монашество уподобляются иуде предателю356. Надо быть тверже357. В новой келье желает обновления душевного и телесного358. Исповедание грехов с негодованием на других неполезно359. Материальные средства не дают успокоения360. Время заняться своим внутренним умиротворением, которое от материального избытка не зависит361. Терпи неудобства362. Получивший прощение грехов своих и наследовавший царство небесное может вспоминать о них с благодарностью к милосердию божию363. Сын Божий жил в убожестве, и мы не должны унывать от бедности364. Все простое ближе к Богу365. Перемена места не спасет от тоски. спасешься смирением366. Великая мука ожидает нас, если отвергнемся данных обетов367. Дела наши делаются не без промысла Божия368. Теория похожа на придворную даму, а практика – на медведя в лесу369. Для избежания скорби молись за обижающих. читай Евангелие370. Принимать ли начальствующей сестер от пострига?371. Должно искать славы не своей, а Божией. об отношении матери казначеи к игумении, и о Бисмарке372. О плотских движениях на молитве. об умной и устной молитве373. Об искушениях при молитве Иисусовой374. Писать ли к родным?375. Неблагословенные труды неполезны. о сношениях с родными. надо творить не свою волю, а волю Божию376. Угождать Богу должно прежде всего покаянием. за грехи должно понести и скорби. как проводить время готовящейся к причащению377. О хульных помыслах, и о том, как вести себя по отношению к ним. о принятии пищи. об устройстве в монастыре, и о молитвенном правиле378. Остерегайся отыскивать чудесное в твоей душе379. Когда занята делом, то меньше бывает мысленной путаницы. советует оказать помощь двум бедным девицам в городе380. О разговоре с матушкой игуменией. о самовольном послушании. о правильном обращении с деньгами381. Неполезно слепо подражать другим, ибо у каждого свой путь382. О терпении скорбей и о молитве за обидящих383. Тесен путь, вводящий в жизнь вечную. монашество есть тайна384. О болящей чахоткой, о Боге милующем, и о призрении младенца монахиней385. Дарований не ищи, а усвой матерь дарований – смирение386. Клеветы не бойся387. Не бойся попасться в переписке со старцем388. О самоубийце можно молиться келейно389. О послушнице, желающей перейти в сестры милосердия390. Страдающего манией преследования брата советует свозить к Черниговской Божией Матери в Троице-Сергиевой Лавре391. Об ужасной кончине купеческой вдовы. о болезни, и о том, что Царствие Божие есть лицезрение Христово, а мука вечная – отлучение от Христа. о словах Симеона Нового Богослова. о слезах392. О болезни и сестринских молитвах393. О частом причащении святых тайн. о слезах в церкви. о нарушении поста по болезни394. Православный взгляд на "довлетворение" за грехи. объяснение сна395. Болезнь очищает нашу греховность. помысл о том, что болезнью отягощаешь сестер – от врага. об отношении со стороны матушки игумений. при молитве Иисусовой не должно быть излишнего опасения впасть в прелесть. прелести более всего должна опасаться при слезах и радости. объяснение сна. почему страсти возвращаются?396. О видении матушки игумении. о сочинениях епископа Игнатия Брянчанинова и об отзыве о них епископа Феофана. о старце Климченке397. О принятии начальствования398. Чахотка многих обращает к Богу. сообщает о своем здоровье399. По поводу рукописи "странника" о молитве Иисусовой. об участи убитой n.400. О послушании странника и о послушании казначеи401. Что читать брату маловерному?402. Об антиХристе и его предтечах403. Об игуменстве не смущайся404. О воровстве в обители и о хранении у себя чужих денег405. Не нужно жалеть о поступлении в монастырь. снова о боязни игуменства406. Монахине ехать в Крым для купания неприлично, а на Богомолье ехать в Киев можно407. Брошюра об афонских иноках. о пользе молитвы за умерших. о данном обете и о виденном сне408. О молитве Иисусовой – устной, умной и сердечной409. О браке между родственниками410. О дурном глазе и о суевериях411. О причащении больных в келье. О молитве святому Спиридону412. Как хлопотать в Петербурге об открытии общины413. Как устроить лучший звон. о выборе священника414. О просящихся в общину именем старца. о том, что в новоустрояющейся общине младшие не должны забегать вперед со своими мнениями и советами415. Поздравляем с праздником рождества Христова416. О выборе сестер общины417. Об отпуске сестер и о времени выезда418. О неудобствах на новом месте; о скуке и неустройстве; о времени церковной службы; о пище419. Снова о неудобствах и материальных затруднениях420. Господь взирает не на наружные действия наши, а на намерения421. Благодушное несение болезней искупает греховную причину их. уклоняющийся от вольных скорбей, впадает в невольные422. Не следует доверять снам, от которых смущение423. О благоразумном распределении имущества424. Об удобстве иметь келейницу. о чистой молитве. еще о неверии снам425. На повторяющих от сердца Иисусову молитву восстает враг. должно терпеливо переносить искушения и надеяться на помощь божию. при победе над врагом не должно возноситься и оставлять молитву, ибо эта мнимая победа – уловка врага с целью победить подвижника. прежние грехи возвращаются от самонадеяния и осуждения426. В самооправдании – высокомудрие427. О передаче денег мирским родственникам428. Еще о том, как должно относиться к видениям. о борьбе с высокоумием и о том, что не должно понуждать себя к телесным трудам сверх силы429. Во всяком пребывании надо жить благоугодно430. Должно молиться за оскорбляющих и терпеть искушение431. О вредных последствиях неправильной молитвы, и о том, что не следует представлять себе непостижимое божество в образах432. О скорбях в монастыре: проводящие жизнь в смирении и самоукорении испытывают мало скорбей. главная причина скорбей – самолюбие, а иногда и благая решимость – жить благочестиво - Часть III. Переписка с мирскими лицами
Часть III. Переписка с мирскими лицами
1. О том, сколь много мы заботимся о теле, и сколь мало о душе2. Изъяснение 126-го псалма3. Изъяснение слов 127-го псалма4. Как подражать Богу5. Радость о Крещении черкеса муллы. Недаром соблюдаются Богом разные племена и народы6. О трех брошюрах духовного содержания7. Как держать себя при разговорах о Святой Церкви8. Советы христианину о постоянном бодрствовании над собой9. Письмо графа А.П. Толстого к скитскому монаху отцу Константину Зедергольму10. Выписка из письма Димитрия Матвеевича Константиновского, полученного 7 июля 1871 года10. Объяснение сновидения старцем Амвросием11. О митрополите Филарете12. Не должно увлекаться почитанием святых Римской Церкви13. Жертвующий на монастырь спасает души многих14. Происхождение монашества; отличие его от мира15. Удобства монашеской жизни16. Как жить по Евангелию. Необходимость послушания17. Внешнее благоприличие приводит к благому строению помыслов18. Различие пожертвований. Искушения. Скорби. Лучше устроить монастырь19. За жертву - воздаяние от Бога, а не от людей20. Монаху полезно болеть21. Надо терпеть. Должно благодушно22. Воздержание необходимо. Свобода часто вредит23. Где Бог?24. Родители могут посвящать детей Богу25. Постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным последствиям26. Скорби везде. Мир души - в смиренном терпении27. Спасение наше между страхом и надеждой28. Нигилисты и цареубийцы суть предтечи антихриста29. Необходимость покаяния. Польза поста30. О вражде против властей. Смысл искушений31. Человеку дана свобода. Как спастись32. Внушения вражеские благовидны33. Промысл Божий. Вера необходима34. Необходимо отсекать свою волю35. В посте должна быть мера36. Мысли о посте37. Не место, а произволение спасает38. Утомление от трудов полезно. Враг всех искушает. Недоразумения попускаются для пользы39. Свои взгляды надо проверять законом Божиим40. Ответ на сожаление о деньгах, употребленных на устройство монастыря41. Терпение скорбей спасительно42. Спасение от нас зависит, но нужен руководитель43. Польза болезней44. Об искушениях диавола и о Промысле Божием45. Как жить, чтобы спастись46. Должно полагаться на волю Божию47. Не следует жалеть о пожертвованных деньгах на монастырь48. Надо внимать себе, а не чужие дела разбирать49. Враг хитро и лукаво всех искушает50. Всякого человека своя совесть, а не чужая, осуждает или оправдывает51. Без скорби не спасешься52. Мир душевный зависит не от места, а от нас самих53. Телесные болезни и скорби душевные служат для очищения души и тела54. О видениях и псалме 90-м: Живый в помощи Вышняго55. Не одним внешним украшением храмов, но прежде всего добродетелями украшается христианин56. Праздники должно праздновать духовным обновлением57. Евангелие требует от нас покаяния, а не умствований58. Спасение во многом совете, а не со многими. Келья всему научит59. Изъяснение слов: "Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави"60. Всячески избегай того, что нарушает мир душевный61. Объяснение слов юродивого о ворожбе и внутреннем христианстве62. Как относиться к покраже63. Об открытии злодейского умысла64. О мощах65. О мощах66. Об условиях христианского совершенства67. Неправильное понимании учения о Святой Троице и об Ангелах68. Ответы осуждающему Православную Церковь69. О Таинстве Елеосвящения70. О почитании святых мощей71. Ревность о благочестии должна быть разумна72. О различии нечистот внешних и духовных73. Достоинство молитвы определяется ее концом74. В чем сила заповеди о посте75. Смысл и необходимость поста76. Как приобретается смирение77. О пользе издания писем отца Макария78. Цель православных при исполнении заповедей Божиих. Жизнь около монастыря. Угадчица. Не следует носить крест с мощами на себе79. О шалопутах80. Об испытании юных прежде принятия их в монастырь81. О подкинутом младенце82. О прогрессе внешнем и нравственном83. Родителям, скорбящим о кончине сына84. О разборчивом чтении духовных книг. О христианском воспитании детей. О страхе трудного рождения детей85. Расслабление, отчаяние, молитва86. Ответ больному диакону о причинах его болезни87. О терпении скорбей88. Советы против табакокурения89. О христианском воспитании детей90. О дуэли. Дуэль - плод горделивого самомнения91. Утешение родителям в смерти юной дочери92. Замечательное событие. О безропотном перенесении скорбей93. О спиритизме94. Великий грех удерживать достояние монашествующих95. Как ныне дела идут96. Советы о справедливом завещании имения97. Правый суд судите98. Количество и качество99. Девство и супружество100. Нет худа без добра. Преданность в волю Божию101. Отношение чад к родителям102. Ученость без смирения103. Католичке. О заблуждениях Римской Церкви104. Письмо француженки и ответ старца Амвросия105. Римскому католику, женатому на православной, о неправде католичества106. Перед судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли107. О немощах, открываемых наставнику108. Обязанности восприемников109. Семейные тяготы110. О детском чтении111. Приветствие детям112. Об осторожности в разговорах с неверующим113. Школьные смуты114. О людской лжи115. Служебные отношения116. Доносы117. Неприятная молва118. Скорби119. О тоске120. О тоске121. Смущение есть самое душевредное искушение122. Зависть123. Леность к молитве124. Самоукорение125. Как и чем умерять себя?126. О покаянии и исполнении заповедей Божиих127. Поститься должно соображаясь с телесными силами128. О питье чая до обедни129. О безмолвии в миру130. Истинная любовь131. Должно помнить о смерти132. Пожелание на Новый год133. Уверение старца в том, что он не покинет обращающихся к нему134. Совет и наставление больному Василию135. О непостоянстве желаний молодых людей136. Не должно оставлять сына праздным137. Иногда нужно уступать детям138. Надо уступать в мелочах, но не в существенном139. Надо терпеть семейные скорби140. Как выбирать невесту и жить в семье счастливо141. Смысл и польза откровения помыслов142. Счастье семейное основано на страхе Божием143. Добрые обычаи надо сохранять. Благословение отца должно беречь. При остроге церковь нужна144. На докторские слова против постной пищи нельзя особенно полагаться145. Нельзя принуждать к нарушению поста146. О поездке по святым местам147. Судьба каждого зависит от Бога148. Соборование в Великий Четверг149. Надо презирать вражий искушения и молиться об избавлении от них150. Неисправность восполняется смирением151. Скорби посылаются нам Промыслом для познания суеты жизни152. Не верить предчувствиям153. Болезни и скорби ведут к смирению154. Надо быть осмотрительной и не давать сыну быть в праздности155. Не нужно терять мужества в несчастье156. Несчастья посылаются к смирению самонадеянности и к очищению грехов157. Нужно просить помощи у Бога158. Надо довольствоваться и ласковым и неласковым приемом159. Поздравление с пострижением в рясофор160. Римскому католику, сенатору, о благотворительности и о вероисповеданиях161. О пользе чтения писем старца отца Макария162. Евангельские заповеди даны всем людям163. Утешение покинутой жене164. Совет страдающим тоскою и немощию винопития165. И болезнь и здоровье от Господа166. Внешняя должность не должна препятствовать собранности внутренней. О неверии и хульных помыслах. Об отношении к Богу. Настроение духа не может быть всегда ровное167. О молитве при головной боли168. Лечиться - не грех. От скорбей никуда не уйдешь169. Наша жизнь - в юдоли плача170. Оправдание монашеской жизни171. Преимущество монашества перед белым духовенством172. Утешение скорбящей. Непреклонная воля человеческая173. Совет больной девушке174. Не следует нарушать поста больному, если не позволяет совесть175. Утешение матери, скорбящей о болезни дочери176. Грешнику не должно отчаиваться, а надо каяться177. Как спастись178. Ответ не исполнившей обета пойти в монастырь179. Болящему и скорбящему о продолжающейся своей жизни180. Почему не все желания наши исполняются? Во всем надо полагаться на волю Божию181. Монастырь есть духовная школа. Молитве не скоро научишься. Надо терпеть и применяться182. Мы спасаемся терпением183. В неопределенном положении тверди 39-й псалом184. Молись как умеешь, не смущаясь искушениями185. На всяком месте можно спастись186. Должно везде беречь себя от душевного смущения187. Должно остерегаться тех, кто "мирскими удобствами" отвлекает от монастыря188. Упрек за неискренность189. Как приучать воспитанницу к серьезным занятиям190. Не унывай и умудряйся191. Матери, скорбящей о неверии сына. О говений192. Как поступать в скорбях. Об исповеди193. Надо мириться с обидчиками194. Не следует менять место без надежды на перемену жизни195. Без столкновений прожить невозможно. Должно надеяться на Бога196. Будь осмотрительной197. Все нужно делать с благим намерением198. Болезни от духовных причин лечатся духовными средствами199. Как проходить должность200. Как переносить служебные неприятности201. Долги хуже грехов202. Надо ратовать за правду; не отрекаться, но пострадать203. Не отказываться от должности. Губернатора уволят или переведут. Замужней жить с мужем на свои средства204. Постращать монастырем. Довольство портит людей205. Смелым Бог владеет. Потерпим206. Продолжение борьбы. Не унывать и одному в борьбе207. Некое одоление. Суды. Зло всегда забегает вперед208. Губернатор уволен в отставку. Правда209. Уча детей, должно от них учиться210. Дом души — терпение, а пища души - смирение211. Будьте уступчивы друг ко другу212. По имени и житие твое да будет213. Должно полагаться на Бога214. В мире скорбни будете!215. В терпении вашем стяжите душы вашя Как молиться216. Ошибки исправляй самоукорением и покаянием217. Хульными помыслами не смущайся218. Хульные помыслы за гордость •219. Во всем полагайся на Бога220. Опровержение неправильных мнений: о чудесах Христовых, о театре, войне, разводе, награде за гробом и духовной литературе221. Какую невесту должно выбирать222. Как должно выбирать невесту223. О пьянице муже должно молиться Богу224. Можно ли молиться за казненных225. Предсказание митрополита Филарета226. О происхождении душ. О живом единении Русской Церкви с Греческой. О русском духовенстве227. О противодействии журнальному кощунству228. О Восточных Церквах. Не всех Бог спасает разумом, но многих и простотой229. Свое душевное устроение не следует изъяснять в общих чертах230. Пожелание терпения и смирения231. Совет не спешить, а выжидать, рассматривая, принесет ли предполагаемое дело пользу или нет232. Письмо лютеранского пастора ко отцу Амвросию и ответ старца233. Письмо старца к сыну пастора234. Как исповедоваться?235. Письма надо писать ясно236. Рассуждение выше всех добродетелей.
Три сочинения старца иеросхимонаха Амвросия, написанные им при жизни Оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), и, конечно, с его благословения237. Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде лютеранину (против лютеран)238. Ответ благосклонным к Латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви (против католиков)239. О церковном поминовении христиан неправославных